Неделя психологии

Приложение 1

  

 

Урок - путешествие по психологии в 1-м классе.

Данное занятие способствует благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников в начальном звене, развитию эмоционально - волевой сферы, эмпатии обучающихся 1-го класса

Цель:Способствовать благоприятному прохождению адаптационного периода младших школьников при переходе из детского дошкольного учреждения в школу, развитие эмоционально - волевой сферы, эмпатии обучающихся 1-го класса.

Задачи игры:

  • Развитие коммуникативных навыков и социально-психологических свойств личности.
  • Сформировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками, представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей.
  • Познакомить учащихся с основными эмоциями.
  • Помочь учащимся реагировать на негативные эмоции и заменять их позитивными.
  • Изучение выражения эмоционального состояния в мимике и пантомимике.
  • Развитие способности выражать эмоции вербально и не вербально.
  • Научить понимать своё эмоциональное состояние и других.
  • Обучить управлению своим эмоциональным состоянием и поведением.
  • снятие психоэмоционального и физического напряжения и восстановление сил, обучение приемам саморегуляции через арт-терапевтические средства;
  • сформировать навыки рефлексии, умения анализировать чувства;
  • формировать навыки взаимодействия со сверстниками;

Оборудование: магнитофон, цветные ладошки, разноцветные «домики», бумага А4, карандаши, карточки (2 шт.) «Я» и «МЫ», рюкзак и школьные принадлежности (резинка, карандаш, ручка, тетрадь, книга), ватман, контуры цветов по количеству детей.

В ходе игры детям, вместе с учителем предлагается совершить путешествие в волшебную школу Алфею, в которой ребятам предложат побывать на увлекательных занятиях. Предполагается, что в ходе выполнения коллективных заданий у детей будет формироваться способность конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели.

Продолжительность мероприятия – 120 минут.

Возраст участников - семь, восемь лет (первый класс).

Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа.

№ этапа

Время на проведение

Содержание каждого этапа.

Задачи, решаемые на каждом этапе.

Материалы, необходимые для проведения каждого этапа.

1.

10 мин.

Организационный момент.

I. Погружение в игру. 5 мин.

Ведущий:

Добрый день, дорогие ребята и учителя. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Страну Эмоций и посетим ее волшебную школу Алфею. Вы побываете на таких разных уроках, как “Урок Этикета”, “Урок танца”, “Урок Рисования”, «Урок Астрономии», «Урок Географии». Мы будем знакомиться с миром эмоций, погружаться в атмосферу этой страны. Путешествовать мы будем на воображаемом поезде. Вам понадобятся ваша смекалка, находчивость, умения находить общий язык с другими людьми.

Будьте внимательны, старайтесь запомнить то, что увидите во время движения и во время остановок. Я желаю вам, чтобы каждый нашел что-то интересное для себя!

Итак, в добрый путь!

II. Начало путешествия. 10 мин.

  1. Упражнение “Приветствие”.

Игра «Шарик» (снятие мышечного напряжения).

- Но прежде, чем мы начнем наше увлекательное путешествие, давайте поздороваемся друг с другом.

Раз путешествие у нас волшебное, то и здороваться мы будем необычным способом.

Один хлопок ведущего – здороваемся за руку.

Два хлопка ведущего – здороваемся плечами.

Три хлопка ведущего – здороваемся спинами.

- А теперь я хочу узнать с каким настроением вы пришли на нашу встречу?

Детям психолог предлагает выполнить упражнение “Море настроений”: показать свое настроение с помощью жестов и мимики (дети сначала одновременно, потом по очереди в круге показывают свое эмоциональное состояние):

  1. Игра «Море настроений».

Солнышко (руки вверх поднять)– радостное настроение.

Звездочка (руки в стороны)– настроение спокойное, нейтральное.

Тучка (руки раскачиваются из стороны в сторону)–плохое настроение.

Море волнуется раз
Море волнуется два
Море волнуется три
Фигура (грусти радости, спокойствия, печали) замри!

После того, как дети поздоровались, ведущий предлагает детям дружно произнести волшебное заклинание, чтобы перенестись в Школу Алфею (1 «Б» и доброта, наша сила против зла, мы научимся в Алфее побеждать любых злодеев!»). После заклинания детьми дружно подбрасывается волшебная пыльца в воздух.

Дать детям вводную информацию о предстоящей игре. Знакомство с правилами игры.

Сформулировать стремление правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям, создать представление о том, что люди используют мимику, жесты, позы для обозначения своего отношения к обстоятельствам.

Для данного этапа необходимо подготовить волшебный круг с названием каждого урока.

 

2.

10 минут.

Урок «Введение в школьную жизнь»

(девиз: “Ученье - свет, а неученье - тьма”).

Ведущий (фея): “Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на первом уроке в школе Алфее»

Ребята, как вы думаете, зачем людям надо учиться?(дети отвечают).

А какие слова приходят вам на ум, когда я говорю слово “школа”?

Сейчас мы поиграем с вами в игру: “Школьные правила”.

Если я показываю карточку со словом “Я” вы поднимаете руку, а если карточку со словом “МЫ” вы отвечаете хором.

  • Кто пришел сегодня в школу? (Я).
  • У кого голубые глаза? (Я).
  • У кого темные волосы? (Я).
  • У кого есть дома животное? (Я).
  • Кто ходил в зоопарк этим летом? (Я).
  • Кто любит кататься на машине? (Я).
  • Кто любит есть манную кашу? (Я).
  • Кто любит играть на компьютере? (Я).
  • Кто любит читать книги? (Я).
  • У вас хорошее настроение? (МЫ).
  • Вы пришли сегодня в школу? (МЫ).
  • Вы любите свою маму? (МЫ).

А теперь мы поиграем в игру, “Что можно положить в школьный портфель?”

  • “Если ты его наточишь,
    Нарисуешь все, что хочешь,
    Солнце, небо, горы, пляж,
    Что же это?” (карандаш)
  • “Если ей работу дашь,
    Зря трудился карандаш” (резинка)
  • “Отгадай, что за вещица:
    острый клювик, а не птица
    Этим клювиком она
    Сеет, сеет семена
    Не на поле, не на грядке -
    На листах твоей тетрадки”. (ручка)
  • “То я в клетку, то - в линейку
    Написать по ним сумей-ка!
    Можешь их нарисовать
    Что такое я?”(тетрадь)
  • “Без языка
    Без голоса
    А все расскажет.
    Не куст, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита.
    Не человек, а рассказывает” (книга).

Молодцы! Так как вы все загадки отгадали, ваш портфель уже полный.

А какие вы уже знаете школьные правила?

  • Учитель входит - надо встать, а если сесть позволит - сядь.
  • На уроках не болтай, как заморский попугай.
  • Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.
  • Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать.
  • Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

Принятие детьми школьных правил.

Развитие мотивационной сферы.

Развитие психических качеств: наблюдательности и внимания.

Подготовить портфель, в который можно будет складывать необходимые предметы школьного инвентаря.

Две карточки со словами: “Я” и “МЫ”.

3.

10 минут.

Урок «Танца»

Ведущий: “Здравствуйте! На нашем уроке вы можете поднять свое настроение и потанцевать. Сейчас мы проведем с вами разминку. Чтобы быть всегда здоровым, нужно чаще танцевать”.

Дети встают в круг. Ведущий показывает танцевальные движения, а дети повторяют их.

Звучит песня «Учитель Танца», дети дружно танцуют.

Упражнение «Зеркало» (под медленную музыку дети разбиваются на пары и повторяют движения друг за другом в паре).

Развитие стремления к совместной деятельности с одноклассникам, работа с эмоциональной сферой.

Магнитофон, диск с специально подобранной музыкой.

4.

10 минут.

Урок Этикета.

Ведущий:

Здравствуйте!

“Ты скажешь человеку
Здравствуй!
Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет”.

Когда люди говорят “Здравствуйте”, они не только приветствуют друг друга, но и ЖЕЛАЮТ ЗДОРОВЬЯ. Любая встреча начинается с приветствия.

А какие слова приветствия знаете вы?

(дети отвечают)

Ребята, а вы любите, когда вам говорят добрые, ласковые слова?

Развитие навыков планирования деятельности, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

Мягкая игрушка.

 

 

Игра “Кричалка”.

Дети встают в круг, держась за руки. Один учащийся выходит в центр и громко кричит:

“Я ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ”!

Все дети хором громко повторяют эту фразу, но по другому:

“ТЫ ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ”!

Затем в центр выходит другой ученик и подобным образом произносит громко своё позитивное личностное качество:

“Я ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ”! и все остальные громко подтверждают:

“ТЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ” !

В круг выходят все желающие.

Скажи Диме добрые слова. Дети по очереди называют его добрыми словами.

Ведущий:

“Слова “До свидания”, “Спасибо”, “Простите”,
Щедро дарите
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить”.

 

Развитие коммуникатив- ных навыков, культуры поведения, формирование эмпатии.

Игры желательно проводить под музыку.

5.

 

10 минут.

 

«Урок Астрономии»

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас на урок астрономии. Как вы думаете. Что изучают на этом уроке? Сейчас я вас научу играть в «Обсерваторию», в эту игру вы можете играть на переменках.

Игра “Кричалки- шепталки”.

Заготовлены три силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Красная ладонь- кричалка. Если её показывают, то можно бегать, кричать, прыгать Жёлтая ладонь- шепталка. Если показывают жёлтую ладонь,то нужно тихо передвигаться и шептаться. Синяя ладонь- молчалка. Если показывают её, то необходимо замереть на месте и не шевелиться.

Данная игра регулирует поведение возбуждённых детей, успокаивает их. Развивается наблюдатель-ность, умение действовать по правилам.

 

 

6.

10 минут.

Урок Рисования (клумба).

Ведущий приветствует детей. Звучит легкая инструментальная музыка.

Детям дается задание всем вместе нарисовать волшебную поляну на большом листе ватмана. Каждый ребенок должен изобразить себя в качестве цветка на отдельном листочке, который растет на этой поляне.

Каждый ребенок рисует свой цветок на отдельном листочке, потом он приклеивается на ватман и получается клумба, состоящая из многочисленных разноцветных цветов.

Развитие творческого потенциала детей.

Магнитофон, большой лист ватмана, маркеры и акварельные краски и кисточки.

7.

 

 

10 минут

После прохождения всех уроков, дети рассаживаются по своим местам в зале. Ведущий благодарит ребят за активное участие, интересуется, что больше им понравилось, чему они научились?...и тп.

Классу вручается благодарность за активное участие в данном путешествии (выдается диплом за активное участие )

Обратная связь.

«Спасибо за приятное занятие»

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становиться в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Таким образом, группа в центре круга, постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

 

 

Снятие эмоционального напряжения.

Развитие рефлексии.

 

А какие вы уже знаете школьные правила?

  • Учитель входит - надо встать, а если сесть позволит - сядь.
  • На уроках не болтай, как заморский попугай.
  • Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними.
  • Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать.
  • Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

“Ты скажешь человеку
Здравствуй!
Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровый будет много лет”.

“Слова “До свидания”, “Спасибо”, “Простите”,
Щедро дарите
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить”.

 

МБОУ "Далековская СШ"

 Официальный сайт МБОУ  "Далёковская СШ"

Яндекс.Метрика